История полка

Полк был создан в мае 1942 года в составе ВВС Черноморского флота (ЧФ). Формировался на базе эвакуированного в г.Моздок Ейского военно-морского авиационного училища как 46-й авиационный полк легких ночных бомбардировщиков. На вооружении — самолеты УТ-1б.

Первый командир полка — майор Михайлов Михаил Петрович, комиссар — старший политрук Олейник Дмитрий Михайлович, начальник штаба — майор Васильев Борис Дмитриевич, помощник командира полка — капитан Степанов Василий Осипович.

Первоначально 46-й полк находился в подчинении командующего Азовской военной флотилией, затем входил в состав 62-й авиационной бригады (Анапа). В августе—сентябре 1942 г. 46-й полк действовал в составе морской авиагруппы Новороссийского оборонительного района.

В составе действующей армии: с 11 июля 1942 года по 15 марта 1943 года — в составе Черноморского флота, с 15 марта 1943 года по 9 мая 1945 года — в составе Северного флота. После войны до конца 1947 года (до расформирования) полк числился в составе Северного флота.

В начале октября 1942 года 1-я эскадрилья во главе с командным составом полка была отведена в тыл с целью получения новой техники и формирования на ее базе штурмового авиационного полка (с тем же номером). 2-я эскадрилья осталась в качестве самостоятельной в составе отдельной морской авиагруппы в составе ВВС Черноморского флота. К этому моменту 46-м полком на самолетах УТ-1б было совершено порядка 800 боевых вылетов.

Переформирование полка (с 13 октября 1942 года) происходило в Мордовской АССР (аэродром Чамзинка под Саранском), где летный состав начал переучивание сначала на лёгкие бомбардировщики Р-10, а с ноября 1942 года — на штурмовики Ил-2.

С 15 марта 1943 года 46-й ШАП передан в состав Северного флота и перебазировался сначала на аэродром Ягодник под Архангельском, где прошел боевое слаживание, а затем — на аэродром Ваенга-2 (ныне Сафоново, Мурманской области). В июне 1943 года приступил к боевым вылетам. В качестве временного места базирования одной из эскадрилий (или «аэродрома подскока») полк использовал также аэродром Пумманки на п-ове Среднем, в непосредственной близости от линии фронта.

В июле 1943 года полк вошел в состав 14-й смешанной авиационной дивизии (САД) ВВС СФ.

Наряду с традиционной «работой» штурмовой авиации по наземным объектам и целям (вражеские аэродромы, позиции войск и зенитной артиллерии, порты и береговые укрепления и др.), 46-й ШАП прославился на Северном флоте результативными атаками и надводных целей — как отдельных кораблей, так и целых морских конвоев противника, успешно применяя так называемое топмачтовое бомбометание.

С апреля 1944 года полком командовал майор Павлов Георгий Васильевич.

За время боев в Заполярье на боевом счету полка более 100 потопленных судов противника. По ряду оценок, 46-й ШАП сыграл ведущую роль в уничтожении немецкого каботажного плавания на северных морских коммуникациях.

Во второй половине 1945 года 46-й ШАП вошел в состав 5-й минно-торпедной авиационной дивизии (МТАД) ВВС СФ.

В октябре 1947 года 46 ШАП был расформирован. Личный состав частично передан в другие подразделения, частично демобилизован.

 

После того, как отгремели бои, «избыток» свободного времени у командования и летчиков нашел свой «выход» в виде «Краткой истории полка».

И слава Богу, что эти пожелтевшие страницы сохранились до наших дней!!! Они были найдены в музее СФ и сегодня предлагаются Вашему вниманию без какой-либо редакторской правки. Просим учесть, что ранее они нигде не публиковались.