Ниже приведен списочный состав полка на момент формирования.
Часть командования, летчиков и технического состава впоследствии продолжили службу в 46 ШАП ВВС СФ.
Должность
|
Звание
|
ФИО
|
|
Командир полка | майор | Михайлов Михаил Петрович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
Военный комиссар | ст.политрук | Олейник Дмитрий Михайлович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
Зам.командира полка | капитан | Степанов Василий Осипович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
Врач старший | военврач 2 ранга | Нарикашвили Сергей Павлович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
Начальник штаба | майор | Васильев Борис Дмитриевич | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
Командир по разведке | ст.лейтенант | Братыгин Дмитрий Матвеевич | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
Штурман полка | капитан | Оганов Григорий Мартиросович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
Писарь старший | краснофлотец | Янин Николай Гаврилович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
Начальник строевого отделения | техник-интендант 1 ранга | Зарко Виктор Григорьевич | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
Старшина писарь | сержант | Солодов Алексей Егорович | |
1 АЭ |
|||
командир эскадрильи | капитан | Каличев Александр Иванович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
Военный комиссар | ст.лейтенант | Евдокимов Павел Александрович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
зам.ком.АЭ-ком.звена | ст.лейтенант | Шеховцов Федор Евстафьевич | пропал без вести |
штурман АЭ | капитан | Писарев Геннадий Васильевич | |
адъютант | капитан | Тур Александр Степанович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
инструктор ПДС-укладчик парашютов | краснофлотец | Костяев Алексей Андреевич | |
старшина АЭ | сержант | Костюнин Михаил Васильевич | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
Писарь старший | краснофлотец | Левицкий Николай Антонович | |
ком.звена | лейтенант | Маслов Николай Иванович | погиб при катастрофе самолета |
ком.звена | сержант | Фокин Алексей Павлович | |
пилот | сержант | Соляник Владимир Афанасьевич | судом военного трибунала осужден на 10 лет, разжалован и направлен в штрафной батальон морской пехоты (значится пропавшим без вести в период сентябрь-октябрь 1942 года) |
пилот | сержант | Прозор Владимир Васильевич | |
пилот | сержант | Сацук Василий Иванович | не вернулся с б/з |
пилот | сержант | Катков Алексей Степанович | демобилизован в связи с тяжелым ранением |
пилот | сержант | Реука Андрей Семенович | не вернулся с б/ з |
пилот | сержант | Косоротов Александр Михайлович | |
пилот | сержант | Вареникин Александр Тимофеевич | не вернулся с б/з |
ст.техник АЭ | воентехник 1 ранга | Шушарин Степан Андреевич | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
техник по вооружению | сержант | Маврушин Иван Федорович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
механик авиационный звена | младший воентехник | Романов Михаил Ефремович | |
механик авиационный звена | младший воентехник | Попко Петр Семенович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
механик авиационный звена | младший воентехник | Третьяков Георгий Власович | |
моторист авиационный старший | младший сержант | Табачников Фроим Барухович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
моторист авиационный старший | младший сержант | Козлов Виктор Васильевич | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
моторист авиационный старший | младший сержант | Иванов Георгий Иванович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
моторист авиационный старший | краснофлотец | Саяпин Виталий Ильич | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
моторист авиационный старший | краснофлотец | Остряков Михаил Дмитриевич | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
моторист авиационный старший | краснофлотец | Сотников Федор Иванович | |
моторист авиационный старший | сержант | Мирошниченко Никифор Федорович | |
механик авиавооружения | мл.сержант | Зверев Федор Сергеевич | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
мастер авиавооружения | краснофлотец | Кривишвили Василий Гордеевич | |
мастер авиавооружения | краснофлотец | Шкуринский Иван Иванович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
мастер авиавооружения | краснофлотец | Сульженко Василий Иванович | |
механик авиаприборо | мл.сержант | Работа Василий Тимофеевич | |
электромеханик самолетного оборудования | краснофлотец | Брыкин Геннадий Николаевич | |
2 АЭ |
|||
командир эскадрильи | капитан | Макаров Федор Николаевич | |
Военный комиссар | |||
зам.ком.АЭ-ком.звена | капитан | Павлов Георгий Васильевич | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
штурман АЭ | ст.лейтенант | Туболев Иван Тимофеевич | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
адъютант | ст.лейтенант | Мальцев Иван Антонович | |
инструктор ПДС-укладчик парашютов | краснофлотец | Зевакин Сергей Васильевич | |
старшина АЭ | сержант | Емелин Александр Васильевич | |
Писарь старший | краснофлотец | Ильюшенко Алексей Игнатьевич | |
ком.звена | сержант | Макаров Алексей Васильевич | при бомб аэродрома противником убит осколком бомбы |
ком.звена | лейтенант | Никольский Юрий Дмитриевич | погиб 06.08.1943 г при катастрофе с-та уже в должности ком звена 3 аэ 11 ап ВВС ЧФ |
пилот | сержант | Щербаченко Виктор Иванович | Потом служил в 11 ГвИАП 1 МТАД ВВС ЧФ |
пилот | сержант | Юдин Дмитрий Алексеевич | |
пилот | сержант | Базарнов Родион Михайлович | |
пилот | сержант | Куликов Виктор Михайлович | |
пилот | сержант | Смирных Аркадий Павлович | умер от ран в госпитале Сухуми 16.03.1943 г. (судом военного трибунала был приговорен к 10 годам, разжалован и направлен в штрафной батальон морской пехоты) |
пилот | сержант | Тутов Иван Степанович | Потом служил в 11 ГвИАП 1 МТАД ВВС ЧФ |
ст.техник АЭ | воентехник 1 ранга | Смирнов Николай Васильевич | |
механик авиационный звена | воентехник 2 ранга | Чупахин Петр Митрофанович | |
механик авиационный звена | воентехник 2 ранга | Леснов Андрей Михайлович | |
механик авиационный звена | воентехник 2 ранга | Абызов Валентин Сергеевич | |
моторист авиационный старший | краснофлотец | Иваньков Василий Гордеевич | |
моторист авиационный старший | мл.сержант | Васильев Николай Васильевич | |
моторист авиационный старший | мл.сержант | Смирнов Кирилл Данилович | |
моторист авиационный старший | краснофлотец | Максименко Василий Иванович | |
моторист авиационный старший | краснофлотец | Виноградов Иван Петрович | |
моторист авиационный старший | мл.сержант | Берестовой Иван Иванович | продолжил службу в 46 ШАП ВВС СФ |
моторист авиационный старший | ст.краснофлотец | Шерман Арон Михайлович | |
механик авиавооружения | мл.сержант | Болотин Александр Данилович | |
мастер авиавооружения | краснофлотец | Хотиашвили Иосиф Иванович | |
мастер авиавооружения | мл.сержант | Мартышкин Василий Егорович | |
мастер авиавооружения | мл.сержант | Сукасов Сергей Витальевич | |
механик авиаприборов | мл.сержант | Пойманов Егор Филиппович | |
электромеханик самолетного оборудования | мл.сержант | Ясаков Иван Трофимович | |
Резерв |
|||
пилот | сержант | Соколов Иван Георгиевич | |
мастер авиавооружения | краснофлотец | Климченко Иван Петрович |
Примечание: судьбы летчиков Соляника и Смирных заслуживают отдельного рассказа….
Журнал боевых действий отдельной штурмовой АЭ, которая осталась на ЧФ после убытия 1 АЭ 46 АП на переформирование в Мордовию, заканчивается подведением некоторых итогов действий полка и эскадрильи… Одна из записей в три строчки гласит: «Вышли из строя: сержант Катков прострелена рука — демобилизован; сержант Соляник отдан под суд воентрибунала 10 лет; сержант Смирных за трусость отдан под суд воентрибунала 10 лет».
Что же скрылось за этими тремя сухими строками?
Из записей в журнале боевых действий 46 авиаполка ВВС ЧФ за 14.09.42 г. следует, что в 04-55 при рулежке самолет Соляника столкнулся с самолетом Каткова, «в результате произошла длинная очередь и самолет т.Каткова сгорел. Летчик Катков тяжело ранен в руку. Причины выясняются». В записях в журнале за 15-16 сентября у Соляника значатся еще 3 ночных боевых вылета. 17 сентября Соляник среди вылетавших на штурмовки не значится. 19.09.42 г. в журнале появляется запись: «в 15-00 военным трибуналом пилот Соляник осужден на 10 лет, послан на фронт в морскую пехоту». По данным БД «Мемориал», стрелок 255 батальона морской пехоты ЧФ краснофлотец Соляник Владимир Афанасьевич погиб в период 09. — 10.1942 г. Летчик Катков Алексей Степанович впоследствии был комиссован по ранению и демобилизован.
Записи в журнале боевых действий за 21.09.42 г. являются последними, в которых упоминается летчик Смирных (он в тот день вылетал в паре с Щербаченко). Первый вылет в 21-21 (возврат в 22-02), второй в 23-31 (23-50), третий в 01-05 (01-50), четвертый в 05-10 (05-55). В последующем боевом донесении № 61 отмечено, что в 23-50 пилот ст.сержант Смирных задание не выполнил и вернулся… Более в записях фамилия Смирных не встречается… По данным ОБД «Мемориал», ст.сержант Смирных Аркадий Павлович пилот 322 батальона морской пехоты 255 морской бригады умер от ран в госпитале 16.03.1942 г. и похоронен на кладбище в г.Сухуми.
Позволим себе несколько комментариев с позиций сегодняшнего дня…
В «истории» с Соляником многое более-менее ясно — ЧП было явно не намеренным. Записи в журнале позволяют примерно реконструировать события того дня… В ту ночь летчиками было совершено по 3 боевых вылета. Столконовение произошло в 4-55 через 5 минут после получения сообщения оперативного дежурного о том, что из-за облачности полетов больше не будет. Предыдущий вылет для Соляника закончился в 2-56. Т.е. 2 часа экипажи ожидали разрешения на очередной вылет, заправленные горючим и патронами «под завязку». Если так, то столкновение произошло при заруливании самолетов с линии старта на стоянки…. Первый же вылет у Соляника в ту ночь зафиксирован в 21-55 — итого 7 часов в кабине с перерывами на дозаправку между вылетами, т.е усталость и вытекающая из нее невнимательность вполне вероятны… С учетом того, что летчик успел совершить всего 22 боевых вылета, могло и не хватить опыта при возникновении нештатной ситуации. Но это всего лишь версия… Есть и еще одна «интересная» запись в журнале — телефонограмма оперативного дежурного, поступившая спустя 3 часа после получения сообщения об осуждении Соляника… Дословно: «Командиру 46 и 18 АП. Командующий группы приказал с сего числа пулеметы на земле не пробовать, а пробовать только в воздухе. ОД Орел Петин». Представляется, что была непосредственная связь между возникновением этого приказа и ЧП с Соляником… И «палец на гашетке при рулежке» мог оказаться по привычке… Сегодня трудно с уверенностью судить, почему, но ситуация сложилась так, что избежать трибунала не удалось… И погиб Соляник, видимо, в одном из первых же боев в качестве «штрафника», полностью искупив тем свой вольный или невольный грех …
«Трусость» Смирных также можно поставить под сомнение… Давайте просто порассуждаем… В том же самом журнале боевых действий эскадрильи, на счету сержанта Смирных значатся 70 ночных боевых вылетов… Вряд ли реальный трус «долетался бы» до таких цифр… Могла ли быть проявлена слабость в очередном вылете? Да, могла… Прошедшие «горнило» войны фронтовики никогда не скрывали — да, страшно было, это — нормальная реакция организма на смертельную опасность… но воины превозмогали себя, поднимаясь в атаку, ложась с гранатами под танк, направляя самолет на таран… Поэтому в ситуации со Смирных вполне возможно была проявлена минутная слабость, а может быть и что-то иное… Увы, но сейчас нам уже никто не расскажет правды… Но можно сказать с уверенностью одно — если и был грех, то Смирных точно искупил его, поскольку в документах о гибели ему возвращено звание на момент осуждения, косвенно это может свидетельствовать об официальном снятии судимости…
В любом случае и Соляник, и Смирных, как и их боевые товарищи, отдали жизни защищая Отечество… а упомянутые «негативные детали» сегодня уже не должны иметь для нас особого значения, тем более, что известна масса примеров как безвинного осуждения, так и в назидание, «чтобы другим неповадно было»…