Черноморский флот

К настоящему времени о «черноморском» периоде истории 46 ШАП известно немного.

Закончив подготовку, 46-й ап в составе 18-ти УТ-16 перелетел на аэродром Анапское. При перелете из-за отказа матчасти совершил вынужденную посадку в плавни сержант Юдин, самолет затонул. Боевая работа началась 16 июля, однако первый же боевой вылет был омрачен летным происшествием. Из-за отказа мотора на взлете скапотировал УТ-16 сержанта Фокина. Летчик получил ранения. В полковых документах эта авария не нашла отражения. Видимо, командование полка попыталось скрыть этот нелицеприятный факт. Лишь месяцем позже самолет включили в списки потерь, как сбитый зенитной артиллерией. За первую неделю работы полк выполнил 36 боевых вылетов на уничтожение живой силы противника в населенных пунктах восточнее Керченского полуострова: Оссовины, Боксы, Юраков Кут, Аджимушкай, Телеирово, Маяк, Жуковка, Опасная. Примитивность навигационного оборудования позволяла выполнять ночные полеты только при ведении визуальной ориентировки. Определение своего местоположения значительно затрудняло соблюдение войсками правил светомаскировки. 17 июля комиссар эскадрильи ст. л-т П. А. Евдокимов не нашел при возвращении с задания аэродром и совершил вынужденную посадку в горы Сукко южнее г. Анапа. УТ-16 не имел посадочной фары, поэтому благополучно приземлиться на неосвещенную лучом прожектора или фарами автомашины площадку было практически невозможно. Самолет разбился. В эту же неделю полк понес и первые потери: 19 июля с удара по Керченскому полуострову не вернулись ст. л-т Шеховцев и с-т Реук.

10 августа 46-й ап в составе 15 самолетов (один УТ-16 был передан из 7-го ап по приказу командира морской авиационной группы Новороссийского оборонительного района (МАГ НОР) генерал-майора авиации П. П. Кваде) перебазировался на аэродром Гайдук. С 23 июля по 22 августа (еще одна из форм отчетности — по месяцам войны, ведущая начало с 22 июня 1941 г. и явившаяся отголоском довоенных настроений о скорой победе в войне) 46-м ап было выполнено 260 боевых вылетов, из них- 187 ночью. Произведено 876 атак по войскам и технике на Керченском полуострове, Ростовском и Краснодарском направлениях, по плавсредствам и портовым сооружениям в Мариуполе, по аэродромам Багерово, Керчь, Веселый, по железнодорожным эшелонам на Керченском полуострове. Выполнялось ночное патрулирование Керченского залива с задачей подавления береговых батарей. Имея слабое вооружение самолета и не имея никакой возможности зафиксировать результаты своей работы, летчики полка нередко слышали после вылета в свой адрес высказывания типа: «Опять вы всем полком одного фрица разбудили?» Поэтому пусть не удивит читателя столь подробное перечисление направлений ударов. Так или иначе, но УТ-16 сыграли очень важную роль в одном из драматических эпизодов сражения за Кавказ.

К 22 августа 1942 г. оперативная обстановка сложилась не в пользу советских войск. Враг прорвался через перевалы у железнодорожной станции Тоннельная. Помимо танковой колонны, наступавшей вдоль железной дороги, другая группа танков повернула от Тоннельной в ущелье, которое могло вывести противника к побережью (на полпути между Новороссийском и Геленджиком) в тыл нашим оборонявшимся войскам. Над группировкой войск, защищавшей Новороссийск, нависла угроза глубокого окружения, а частей, способных быстро выдвинуться на новое направление, в резерве не было. Для координации действий авиации флота на аэродром Гайдук прибыл Начальник ВВС ВМФ генерал-лейтенант С. Ф. Жаворонков. Вот как описывает эту ночь С. В. Цукасов, в то время — механик по вооружению 46-го ап:

«Познакомившись с обстановкой, командующий приказал нашему полку блокировать, закупорить это ущелье с воздуха: непрерывно, самолет за самолетом, обстреливать PC его самое узкое место, где скалы стискивают проход, — оно было как раз за «нашей» горой (у аэродрома Гайдук- Прим. авт.). Эта ночь многократно ускорила боевой аэродромный «круговорот», такого предельного темпа работы еще никогда не было. «Утята» поднимались группами, сменяя друг друга, и сразу ложились на боевой курс: переваливая через гору, становились в круг и методично, словно на полигоне, атаковали ущелье. Счет времени шел буквально на секунды. Возвратившись, летчики не вылезали из кабин: мы тут же устанавливали новые «эрэсы», пополняли боезапас пулеметов, ‘через рейс заливали бензин — и снова на взлет, туда, откуда доносилось монотонно размеренное эхо разрывов».

В сухих оперативных сводках отмечалось, что в ночь с 22 па 23 августа 1942 г. МАГ НОР все свои усилия направила на нанесение ударов по станице Неберджаевская. Семь МБР-2 и двенадцать УТ-16 ночью, И-15бис на рассвете и Ил-2 днем 23 августа выполнили в этот район 70 боевых вылетов, из которых 44 — на счету 46-го ап. Причем все вылеты УТ-16 были сделаны до полуночи (к этому времени танки противника, двигаясь вдоль железной дороги, подошли близко к аэродрому Гайдук и полк пришлось эвакуировать). Нанеся последний удар по врагу, самолеты перелетели в Геленджик, откуда 46-й ап продолжал выполнять боевую работу. В период напряженнейших боев за Новороссийск с 23 августа по 22 сентября летчиками полка выполнено 517 боевых вылетов (из них 335 ночью). По войскам противника в населенных пунктах Адамовича Балка, Гостагаевская, Станичка, Неберджаевская, Мефодиевский, Крымская, Абинская, Ильинская, Анапская, по передвигающейся технике на дорогах от Новороссийска до Гостагаевской произведено 2158 атак. Выполнялись штурмовки аэродрома Анапская и обеспечение бомбовых ударов МБР-2 путем уничтожения прожекторов и огневых точек. Наибольшее напряжение пришлось на ночь с 5 на 6 сентября, когда УТ-16 и МБР-2 выполнили 36 боевых вылетов на удары по немецким войскам в районе населенных пунктов Южная Озерейка и Глебовка.

1 октября 1942 г. по приказу командующего ВВС ЧФ управление 46-го ап и 1-я аэ убыли в г. Саранск на переформирование. В Геленджике на правах отдельной эскадрильи осталась 2-я аэ в составе девяти УТ-16, укомплектованная лучшим летным и техническим составом. Командиром был назначен к-н Макаров (затем — ст. л-т Никольский), военкомом — ст. политрук Кривицкий. Оперативно 2-я аэ 46-го ап вошла в подчинение командиру 62-го иап ВВС ЧФ, управление которого дислоцировалось на аэродроме Геленджик. За месяц, с 23 сентября по 22 октября, этой эскадрильей во взаимодействии с МБР-2 было выполнено 330 боевых вылетов ночью. По мере пополнения авиационных частей новой техникой значимость боевой работы УТ-16 постепенно снижалась. К концу октября в эскадрилье осталось всего четыре летчика. Это старшины И. С. Тутов, В. И. Щербаченко, Д. А. Юдин и ст.сержант В. В. Прозор. Тем не менее, с 22 октября по 22 декабря ими было выполнено 192 боевых вылета (из 256 вылетов штурмовой авиации ВВС ЧФ) с нанесением ударов по переднему краю обороны противника в районе населенных пунктов Мефодиевский и Адамовича Балка. Вчерашние курсанты в назначенное время подлетали к месту, обозначенному кострами, мигали нижними АНО и атаковали цели, освещенные пехотинцами прожектором или ракетой.

Наибольшее количество боевых вылетов на УТ-16 на 30.11.1942 г. — у к-на Каличева (70), сержантов Щербаченко, Тутова (по 69) и Прозора (66).

 (с сайта http://www.airwar.ru/enc/aww2/ut1b.html)


Вот как описан «черноморский» период в «Краткой истории полка», созданной в 1945-1946 гг.  ветеранами 46 ШАП коллективно:

«Весна 1942 года. – Фашистская армия грабителей и убийц, уже битая нашей Красной Армией под Москвой, Тихвином, Ростовом, собравшись с силами начала новое наступление. Жизненным центром нашей великой родины угрожала опасность. В своем приказе № 55 от 22.02.42 г. товарищ Сталин требовал, «Чтобы все новые и новые воинские части шли на фронт ковать победу над озверелым врагом», рассматривая в этом один из источников силы и могущества Красной Армии. Приказом Народного Комиссара ВМФ адмирала Кузнецова от 10.05.42 г. при ВМАУ им. Сталина был сформирован 46 легко-штурмовой ночной Авиационный полк двухэскадрильного состава. На вооружении полка состояли легкие спортивные самолеты «УТ-1», вооруженные пулеметами «ШКАС» и «РС».

Командиром полка был назначен, окончивший военно-морскую академию им. Ворошилова майор Михайлов Михаил Петрович. Военкомом полка был назначен батальонный комиссар Олейник Д.Н. Начальником штаба полка майор Васильев. Помощник командира полка по летной части – капитан Степанов. За короткое время (5 дней), заканчивается тренировка летного состава днем и ночью.

Полк перелетает в Ейск, откуда и начинает боевые действия. В июне месяце полк впервые участвовал в боевой операции во взаимодействии с ночными бомбардировщиками и торпедными катерами. По данным разведки в порту Мариуполь обнаружено скопление кораблей противника. Группе ТК была поставлена задача – поставить мины у выхода из порта Мариуполь, закрыть выход из порта для фашистских кораблей. Торпедные катера взаимодействовали с ночными бомбардировщиками, которые должны были «висеть» над городом, отвлекая на себя ПВО противника, главным образом прожектора.

Задача 46 АП была – подавление прожекторов и ЗА противника. Из полка участвовало всего два самолета «УТ-1». Первыми ночью на боевое задание вылетели: капитан Павлов (ныне командир 46 АП) и лейтенант Никольский. Павлов и Никольский задание выполнили отлично, уничтожили три и погасили два прожектора противника, кроме того подавили огонь двух батарей ЗА. Торпедные катера свою задачу выполнили успешно. Наутро следующего дня фашистский транспорт, выходя из порта Мариуполь, подорвался на минах, поставленными торпедными катерами.

От командира соединения торпедных катеров летчики Павлов и Никольский получили БЛАГОДАРНОСТЬ за умело оказанную помощь торпедным катерам при выполнении ими боевого задания.

Вскоре полк перебрасывают с Азовского на Черное море в район Новороссийск – Геленджик. По-прежнему полк выполняет задачу, действуя ночью по дорогам уничтожая живую силу и технику врага, делая по три-четыре вылета за ночь. За три месяца боевых действий на побережье Азовского и Черного морей полк произвел 780 боевых самолето-вылетов. За успешное выполнение боевых заданий часть личного состава награждена орденами и медалями, среди награжденных были командир полка майор Михайлов, зам.командира полка по п/части батальонный комиссар Олейник, капитан Павлов и другие.

В ноябре месяце 1942 года приказом начальника воздушных сил ВМФ генерал-полковника Жаворонкова 46 ШАП уходит в тыл на переформирование».

 


Еще одним из найденных источников являются воспоминания бывшего летчика В.В,Прозора (интервью):
«- Практически я училище окончил в 1941 году. Меня хотели оставить инструктором. Но поскольку у меня три брата были на фронте, все — командиры Красной Армии, окончили академию еще до войны, то и я на фронт. И всеми правдами и неправдами рвался на фронт. В училище был создан 46-й штурмовой полк, который и убыл в начале 1942 года на фронт. Предварительно мы прибыли в Ейск. Немцы тогда уже подходили к Ростову. А Ейское училище еще в начале 1941 года было переведено в Моздок.
— И прилетели Вы воевать туда, где должны были учиться?
— Там было очень много училищных аэродромов. Как я уже сказал, наш 46-й штурмовой авиационный полк состоял из выпускников. А все командиры, начиная от командиров звеньев и выше, — инструкторы и очень опытные летчики морской авиации. /…/
— На каких самолетах Вы прилетели?
— Такого самолета вы сейчас не найдете — это УТ-1Б. Одноместный спортивный самолет, на котором показывали чудеса акробатики в воздухе. И вот его переделали под боевой. Под плоскости подвесили четыре реактивных снаряда, и два пулемета стояли прямо на плоскостях сверху. Прежде на нем летали очень подготовленные инструкторы, показывали акробатику в воздухе. А нас на нем тренировали для штурмовок, в том числе ночных. Со всех флотов собрали 40 штук. Из двадцати пяти рядовых летчиков нас через несколько месяцев всего осталось четыре человека. Остальных либо сбили, либо прожекторами загоняли в штопор, кое-кто разбился при посадке. Очень тяжелый был самолет по технике пилотирования. И скорость у него максимальная была всего 200 км/ч. Маленькая скорость. Вот в этот мой кабинет УТ-1Б можно было поставить. Такой маленький. Это был самый маленький самолет за всю историю отечественной авиации вообще.
— А куда и с какими задачами Вы вылетали?
— На передний край, по сухопутным целям, по катерам. У немцев были быстроходно-десантные баржи — по ним. Но по ним — реактивные снаряды. И прикрывали бомбардировщиков. Вот идут они на ночное бомбометание, а мы уже нацелены на прожектора, чтобы те их не схватили. Били мы по прожекторам и по зениткам. А на передний край наши подсвечивали, чтобы по своим мы не ударили. Когда мы были в воздухе, наши на передовой могли спокойно отдыхать, потому что немцы предпочитали во время авианалетов не стрелять и себя особо не обнаруживать.
— И сколько у Вас было вылетов?
— 145 на штурмовки с января 1942 года. Бывало иногда по пять вылетов в день. Скажем, когда Новороссийск немцы начали брать.
— Ясно, что все эти 145 штурмовок у Вас прошли удачно по конечному результату. Но, может быть, были какие-то особые, которые Вам запомнились?
— Это было на железной дороге от Крымска до Краснодара. Один раз летим, смотрю, состав идет. Я подлетел поближе и попал реактивными снарядами в паровоз. Единственный раз, когда я сам видел — что поразил. Правда, прожектора гасли сразу, когда в них попадали.
— И Вас ни разу не подбивали?
— Бог миловал. Вот в прожекторах в штопор сваливался раза четыре, наверное. Прожекторов штуки 4-5 -и ты их не видишь и вообще ничего не видишь, в том числе свой единственный прибор «пионер», который показывает крен. Ты держишься, держишься, но в слепую-то не можешь лететь до бесконечности. Ну и в штопор.
— А какие были рекомендации по борьбе с прожекторами?
— Выходить на луну, когда она есть. Луну всегда видно, при любых прожекторах. А вот в темную ночь уже сложнее. Многое зависит от регулировки самого самолета. У меня был механик Виктор Козлов, ленинградец. Он так хорошо отрегулировал самолет, что можно было управление бросить, и он сам выходил из штопора. Управление бросаешь, он сам, как пробка, выскакивал. Немцы же, как только ты в штопор попал, они теряют самолет сразу. Поэтому еще одна рекомендация была уходить от прожекторов резким креном.
— Среди Ваших командиров потери были большие?
— Ну командиры были очень опытные, причем это были командиры с тяжелых гидросамолетов МБР-2. Командир полка, командир эскадрильи — все были гидристы. И все командиры почти что остались живы. Потом все они на Север ушли, на Ил-2, там наш командир Георгий Павлов получил звание Героя Советского Союза. Но и потери там были. У нас же только один заместитель командира эскадрильи погиб.»


 

 

 

Если об использовании УТ-16 в 23-м ап ВВС ЧФ до сих пор не упоминалось в печати, то о 46-м ап ВВС ЧФ (неофициально эти полки называли штурмовыми) отрывочные сведения периодически появлялись на страницах книг и журналов. Этот авиаполк начал формироваться во ВМАУ им. Сталина в г. Моздок 10 мая 1942 г. в двухэскадрильном составе (20 самолетов). Первоначально для этого выделили только три дня. Учитывая плохую погоду для перелета в г. Ейск и задержки с поступлением материальной части из мастерских ВМАУ, окончательный срок формирования перенесли на 21 мая. Командование полка и эскадрилий было назначено из переучивавшихся во ВМАУ на новую технику летчиков-офицеров, окончивших Военно-морскую академию им. Ворошилова в 1941-1942 гг., и инструкторов училища. Это: командир полка м-р М. П. Михайлов, заместитель командира полка к-н Степанов, командиры эскадрилий к-ны А.И.Каличев и Ф. Н. Макаров, их заместители ст. л-т Ф. Е. Шеховцев и к-н Г. В. Павлов, командиры звеньев ст. л-ты П. А. Евдокимов и Ю. Д. Никольский, л-т Н. И. Маслов, мл. л-т А. В. Макаров. Летчики назначались из числа курсантов — выпускников училища. Причем последние экзаменационные полеты у них принимались во время формирования полка. Это: сержанты А. С. Фокин, А. С. Реук, В. В. Прозор, В. И. Сацук, А. С. Катков, В. А. Соляник, И. Г. Соколов — в первой эскадрилье. А во второй — сержанты А. П. Смирных, И. С. Тутов, Р. С. Азарпов, Д. А. Юдин, В. И. Щербаченко, А. М. Косоротов и В. М. Куликов. Материальная часть — 21 УТ-16, переданные полку из мастерских училища, были вооружены двумя ШКАСами и четырьмя РС-82 (впоследствии из-за малого запаса PC крайние балки технический состав полка переделал под подвеску двух авиабомб АО-10). Качество подготовки самолетов и приемка их в часть определялись сжатыми сроками формирования. Поэтому устранить задержки на пулеметах, вызванные примитивностью установки оружия, и пристрелять РО-82 не представлялось возможным. 21 мая всем составом 46-й ап перелетел на аэродромы Семеновка и Кухаревка, неподалеку от г. Ейска, и вошел в состав ВВС ЧФ. Тренировки в полетах на пилотаж и боевое применение продолжались на Ейских аэродромах до 25 июня. Техника пилотирования УТ-16, как отмечалось в отчете по испытаниям, оказалась сложной. Допущенная летчиком ошибка могла привести к трагическому исходу. Так, 25 мая 1942 г. в дневном тренировочном полете при перестроении пары (над водой на высоте 200 метров) ведомый — ст. л-т Маслов — увеличил крен более необходимого, произошло падение скорости, и машина сорвалась в штопор. Самолет упал в воду, разбился и затонул, летчик погиб. А 12 июня из-за позднего начала вывода из пикирования при ночной стрельбе ударился колесами о землю и разрушился УТ-16 с-та Куликова, который при этом получил ранения. 31 мая по приказу командующего ВВС ЧФ 46-й ап вошел в нештатную авиационную группу с подчинением командующему Азовской военной флотилией.